Разделы
Андреевский вестник
Главная
История
Храм-Музей
Архипастырь
Преподаватели
li.gif (59 bytes) Журнал
Правила приема
Летопись
Наши координаты

Одесса 65038,

Маячный переулок, 4

Тел. (048) 746-88-71, 746-83-94

Тел./факс: 746-35-85

Пишите нам
seminary@ukr.net
Хост

 

ЖУРНАЛ

АНДРЕЕВСКИЙ ВЕСТНИК

 


 

  

ТАЙНА СПАСИТЕЛЕВА КРЕЩЕНИЯ И ТАЙНА СПАСЕНИЯ

Преподобный Иустин (Попович) (перевод с сербского чтеца Андрея Сулакова, учащегося III курса МинДА)

 

Крещение Господа Христа на Иордане имеет всечеловеческое значение. Оно есть неотъемлемая часть Спасителевой богочеловеческой жизни на земле и природное следствие Его воплощения. Восприняв человеческую природу, Бог Логос пронес и провел ее через все свои богочеловеческие подвиги, которыми Он совершил спасение рода человеческого. Промыслительно пронес ее и через Свое крещение от святого Иоанна.
Как безгрешный Господь Христос не нуждался в Иоанновом крещении покаяния. Но как новый Адам, как новый родоначальник человечества, Который взял на Себя все грехи мира , Он крещается ради спасения людей. Ибо как ради людей Он стал человеком, чтобы сокрушить диавола, сокрушившего людей, так ради людей и крещается, чтобы в воде омыть нечистоту тех, кои имели возродиться водою и Духом .
Свое крещение от Иоанна безгрешный Господь видит необходимым для спасения рода человеческого, видит его исполнением всякой правды . Когда Предтеча, в сознании своей Адамовой греховности , в недоумении молит Спасителя: "Мне надо креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?" - Господь ему отвечает: "Оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду" . Под правдой разумеется закон, учит блаженный Феофилакт. Природа человеческая была проклята, говорит Спаситель, потому что не могла исполнить Закон. Я исполнил и другие предписания Закона. Остается Мне это - креститься. Совершив сие, освобожу природу от клятвы. Ибо это приличествует Мне .
Иоанн Креститель, учит святой Златоуст, мыслил недостойным для Спасителя принять крещение от слуги. Но Спаситель отвечает ему, что это весьма достойно. Почему достойно? Потому что нам нужно исполнить весь Закон. Это Спаситель и выразил словами: всякую правду (Мф. 3, 15), ибо правда есть исполнение заповеди. Мы уже исполнили все другие заповеди, говорит Спаситель, а эта еще остается, поэтому и ее нужно приложить. Я пришел, чтобы вас освободить от клятвы, которая лежит на вас через преступление Закона. Потому нужно прежде всего, чтобы Я Сам исполнил весь Закон и освободил вас от осуждения, и так упразднил Закон. Итак, Мне необходимо исполнить весь Закон, чтобы вас разрешить от клятвы, написанной против вас в Законе. Ради этого Я и взял на Себя тело и пришел в мир .
Крещением Своим Господь Христос освободил природу человеческую от проклятия и повел ее путем богочеловеческого благословения и спасения. В этой бескрайней тайне участвует вся Святая Троица: Отец, Сын и Святой Дух, открывая Себя миру как одно Божество. Отсюда, Спасителево крещение в сущности есть наиполное Богоявление: Отец открывает и показывает Себя Богом, Сын открывает и показывает Себя Богом, Дух Святой открывает и показывает Себя Богом. Так открыто и показано, что дело благоукрашения и спасения рода человеческого в сущности есть дело Троичного Божества.
По святому чувству и апостольскому сознанию вселенской Церкви Христовой на Богоявление открыта тайна спасения и отчасти совершена. Разумеется, ни в одно мгновение Своей земной жизни Спаситель не перестает Своей Богочеловеческой Личностью открывать спасение мира, но в крещении на Иордане оно явлено с особенной силой. Богоявление не было бы полным, если бы им не было открыто и домостроительство спасения и если бы оно не имело исключительного сотериологического значения. В высшей степени сам факт явления Троичного Божества имеет целью освящение и спасение человека. Ибо в этом весь смысл и пришествия Спасителя в мир и явления Троичного Божества миру. Спасителево крещение есть органическая, составная часть Его человеколюбивого подвига спасения рода человеческого. В богочеловеческом домостроительстве спасения мира оно представляет природную, неотъемлемую, неизбежную и священную тайну, из которой непрерывно течет всемогущая сила спасения.
В крещении Господа Христа таинственным образом крещается вся человеческая природа, ибо все, что принадлежит Богочеловеку, переносится на род человеческий силой Его Божественной Личности. Чудесная тайна Спасителева крещения, созерцаемая святыми отцами, этими святыми очами Церкви, открывается как тайна спасения человека и мира от греха, зла и дьявола. Погруженный всем бытием во вселенское чувство и сознание Церкви Христовой, святой Афанасий Великий во всем Христовом видит сотериологический смысл и значение для всего человеческого. Сошествие Духа Святого на Богочеловека Христа при крещении на Иордане было сошествием на нас, ибо Он носит на Себе наше тело. Когда Господь как человек крестится в Иордане, мы в Нем и Им омываемся; и когда Он принимает Духа, мы через Него становимся духоприимцами… Духом не помазывается Логос, поскольку Он есть Логос и Премудрость, но в Нем и Им помазывается тело, которое Он взял на Себя, чтобы освящение, совершенное над Господом как над человеком, совершилось Им над всеми людьми . Воплощенный Логос и дает, и принимает: дает как Логос Божий, принимает как человек; не совершенствуется Логос, ибо Он всегда имел все и имеет, но совершенствуются люди, которые в нем и через него имеют начало даров. Потому теперь, когда говорим о Нем, что Он помазывается как человек, разумеем, что мы в Нем помазываемся; и когда говорим, что Он крещается, разумеем наше крещение в Нем .
Для тайновидца Григория Богослова Богоявление есть день нашего спасения , ибо крещение Господа Христа в Иордане имеет всечеловеческое и космическое значение. Крещением Спасовым освящается вода, и с ней - вся тварь; освящается человек и с ним - весь род человеческий. К Иоанну Крестителю приходит Иисус, учит святой Богослов, Иисус который освящает, может быть, самого Крестителя, но несомненно всего ветхого Адама погребает в воде, а до них и ради них освящает Иордан и, поскольку Сам был духом и телом, совершает это Духом и водой . Крещение Спасителево в Иордане было очищением вод ради людей . Иисус, который очищается в Иордане, есть очищение человека, или, более сказать, этим очищением Он делает чистыми воды, ибо не было нужды в очищении Тому, кто берет на Себя грех мира (Ин. 1, 29). Он и идет по морю, и предается, и бывает распят, и сораспинает человеков грех, приводят Его как агнца, и Он приводит как Священник, как человек Он бывает погребен, но как Бог Он восстает, затем восходит на небо и придет во славе Своей. Сколько торжества для человека в каждой тайне Христовой! Во всех них одно главное: человеческое совершенство, обновление и возвращение к первому Адаму .
Господь Христос крещен как человек, но разрешает грехи как Бог; крещен не потому, что нуждался в очищении, но чтобы освятить воды . Выходя из воды по крещении, Иисус возносит с Собой весь мир, и видит отверзающиеся небеса (Мк. 1, 10), небеса, которые Адам для себя и для своих потомков затворил, как и рай .
Спасителево крещение на Иордане, по святому Ипполиту, нужно понимать в сотериологическом смысле. По человеколюбивому снисхождению Своему, Господь не сокрыл от природы воды то, что совершил тайно: ибо видели Его воды и убоялись (Пс. 76, 17) Они чуть было не вышли и не побежали из своих берегов. Потому и Пророк, созерцая это событие задолго до этого, вопрошает: "Что с тобою, море, что ты побежало, и с тобою, Иордан, что ты обратился назад?" (Пс. 113, 5). А воды на это отвечали: "Мы видели Творца всего в обличии слуги (Флп. 2, 7) и, оттого, что не разумели тайны домостроительства спасения, охватил нас страх" .
Спасителевы слова святому Крестителю: "Оставь теперь, ибо так нам надлежит исполнить всякую правду" (Мф. 5, 15) - святой Ипполит объясняет так: "Оставь, Иоанн, ты не мудрее Меня. Ты видишь как человек, а я провижу как Бог. Я исполнитель Закона, и не желаю, чтобы что-то в нем осталось неисполненным, дабы после Меня Павел мог громко объявить: "Конец Закона Христос, к праведности всякого верующего" (Рим. 10, 4). Крести Меня, Иоанн, чтобы никто не презирал крещение. Я принимаю крещение от тебя, слуги, чтобы никто из царей и владык не презирал принять крещение от смиренного священника. Допусти Меня сойти в Иордан, дабы люди могли слышать Отчее свидетельство и познать могущество Сына". Тогда допустил Его Иоанн. И крестившись, Иисус тотчас вышел из воды; и отверзлись Ему небеса, и видит Духа Божия, сходящего в виде голубя и почивающего на Нем; и глас с неба говорящий: "Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение" (Мф. 3, 16-17) .
Каких многочисленных и разнообразных даров лишились бы мы, если бы Господь уступил Иоанну и удержался от крещения! В самом деле, до Спасителева крещения небеса были заключены, горняя область была недоступна. Мы сходили в дольние области и не восходили в горние. Но как только Господь крестился, в то же время Он обновил ветхого человека и вновь доверил ему скипетр усыновления. Ибо тотчас отверзлись Ему небеса (Мф. 3, 16). И сбылось примирение видимого с невидимым, небесные чины исполнились радости, земные немощи уврачевались, неизреченные тайны открылись, неприятели стали друзьями .
В светлый день Богоявления совершилось великое таинство очищения человеческой природы через крещение Господа Иисуса. Ныне Господь Христос крещается от Иоанна, учит святой Григорий Нисский, дабы оскверненного очистить, Духа с высоты низводит и человека на небеса возводит, дабы падшие восстали, а поборовший их постыдился .
Крестившись, Иисус освятил крещение, учит Святой Кирилл Иерусалимский. Но Он не крестился, чтобы получить прощение грехов (ибо был безгрешен), но как безгрешный крестился, чтобы тем, кто крещается, подарить божественную благодать и достоинство. Ибо как Он, по образу людей, имеющих тело и кровь, Сам взял это на Себя, чтобы мы, сделавшись участниками Его телесного пришествия, стали участниками и Его божественной благодати, - так Иисус и крещается, чтобы мы снова стали едино с Ним и получили со спасением славу. По словам Иова (40, 18-19), в водах был дракон, который мог поглотить Иордан. Итак, поскольку нужно было сокрушить драконову главу, Он, сойдя в воду, связал его, дабы нам даровать власть наступать на змей и скорпионов (Пс. 73, 14; Лк. 10, 19) .
Почему, спрашивает святой Златоуст в своей беседе на Богоявление, Богоявлением не называется день, в который Господь Христос родился, но день, в который крестился? Нынешний день есть день, в который Он крестился и освятил природу воды. Поэтому в сегодняшний праздник все набирают воду, относят ее в дома и хранят в течение всего года, поскольку сегодня освящение воды; и происходит очевидное чудо: эта вода не портится долгое время, но набранная сегодня, целый год, а часто и два, и три года остается невредимой и свежей и после столького времени не уступает воде только набранной из источника. Итак, почему этот день называется Богоявлением? Потому что Господь Христос стал познан всеми не в день рождества, но в день крещения. До этого дня Он не был познан многими .
Освятив воду Своим крещением, Господь таинственным Божественным образом освятил всю тварь. На это нам указывает херувимски проницательная мысль святого Златоуста: Господь Ангелов сошел в воды Иордана и, освятив природу воды, исцелил всю вселенную .
Спасающая сила Богочеловекова крещения проникает во всю человеческую природу и изгоняет из нее все греховное и порочное. Господь крещается, учит святой Исидор Пелусиот, дабы человека сделать чистым от преступления. Его крещение освобождает людей от греха и есть символ их бессмертия в Нем .
Господь Иисус крещается будучи тридцати лет, говорит блаженный Феофилакт, так как этот возраст воспринимает в себя все грехи. В первом, детском возрасте много неразумия; во втором, юношеском, - сильное пламя похоти и гнева; а в пору мужества - любостяжание. Итак, Господь выждал этот возраст, чтобы через все возрасты исполнить закон и освятить нас .
Господь принимает крещение, учит святой Дамаскин, не потому что Ему Самому было нужно очищение, но чтобы, сделав Своим мое очищение, сокрушить в воде главы драконов (Пс. 73, 14), омыть грех, погребсти в воде всего ветхого Адама, освятить крестителя, исполнить Закон, открыть тайну Троицы, стать для нас образцом и примером крещения .

Всечеловеческую и всекосмическую силу и значение Спасителева крещения на Иордане в своей бездонной глубине и необъятной ширине прозорливо раскрывает и богомудро объясняет молитвенная мысль Церкви. Особенно в богоявленских богослужениях. Водимая святым чувством вселенской Церкви, молитвенная мысль Церкви рассыпается в восторженной радости, созерцая божественные богатства, которыми благой Спаситель обогащает бедный род человеческий Своим крещением на Иордане. Сила спасения, Господним воплощением вошедшая в мир, бесчисленными волнами заливает род человеческий и всю тварь через Спасителево крещение на Иордане.
Рождение Господа Христа от святой Девы есть тайна, исполненная сотериологического значения и силы; тайна есть и крещение Его от Иоанна, также исполненная сотериологического значения и силы. Неизреченное сошествие Творца, которое прежде воссияло от Девы, озарило мир; а крещаясь на Иордане, Господь Христос совершает другую тайну: земнородным людям дарует чудесное возрождение . Крещением Своим в Иордане безгрешный Господь очищает грехи наши, сокрушает главу змия, открывает рай, который лестью дьявола был затворен преступлением, словом, сбывается главное в необычной тайне спасения (таинства страннаго главизна) .
По безмерному милосердию Своему Господь крещением Своим дарует верным избавление . Крещается Благодетель всех, погружая в воды множество безмерных согрешений наших .
Церковь называет Богоявление праздником Просвещения, праздником просветления, озарения, ибо Господь Христос через Свое крещение светом Троичного Божества озарил и просветил потемненную, помраченную, оскверненную грехом природу человеческую. В крещении Христовом просвещается человеческая природа, избавляется от тьмы греха и облачается в божественную одежду нетления . Крестившись, Господь душам нашим подарил просвещение .
Крестившись от Иоанна, Господь Христос весь мир, извне и изнутри, залил божественным светом . Христос нам явился в Иордане и мир просветил . В крещении Господнем пришло нам просвещение, явилась благодать, настало избавление, просветился мир .
Крещение Спасителево есть источник божественной силы, которая спасает людей от греха и обновляет их. Своим божественным крещением Господь Христос обновляет нас, обветшавших от многих грехов . Все потомство Адамово обветшало грехами и смертью; Своим крещением Господь обновляет, омолаживает весь род человеческий ("Адама обновляет") .
Цель Спасителева крещения в Иордане: сокрушить змия-диавола и омыть Адамово преступление . По великой милости Своей Господь в иорданских водах потопляет человеческие грехи . Входя в воду Иордана, Господь осушает реку зла . Божественным светом Своим Господь Христос возжег Свое человеческое тело как светильник, и среди Иордана взыскал божественный образ, погребенный страстьми и грехами, и, найдя его, подарил ему красоту крещением Своим .
Крещение Спасово имеет космическое значение: им Господь уничтожил грех мира . Зараженные Адамовой греховностью, люди до поражающей близости сроднились с грехом, которому дали фантастичный человеколикий образ реальности. Вочеловечившийся Бог крещается в Иордане, дабы всех людей очистить от Адамова греха , дабы иорданской водой омыть грех праотца . Потому как за всеми человеческими грехами стоят нечистые силы как главные творцы греха, Господь Христос при Своем крещении сокрушает Своим Божеством главы невидимых змиев, то есть нечистых, злых духов .
Тайна Христова крещения тонет и растворяется в огромной тайне Его богочеловеческой Личности и становится ясной только ею и в ней. Единородный Сын Божий как человек ищет крещения от смертного, но как Бог берет на Себя грех мира и дает всем великую милость . Воплощенный Бог, Который есть просвещение наше и очищение, входит в воды иорданские, чтобы омыть нечистоту человеческого зла и обновить нас падших . Крещаясь, Господь Христос дарует всем жизнь неубийственную . Цель Христова крещения: крещением сотворить Церкви многих чад .
Крещением Своим в Иордане Господь Иисус безболезненно пресекает страшные болезни человеческих душ и обветшавших людей обновляет пакибытием . Творец и Искупитель принимает крещение от Иоанна ради обновления людей . На Богоявление открывается людям глубина премудрости сокровенного таинства и бездна Божьего промысла, ибо Бог на земле является с телом ради обновления рода человеческого .
Господь Христос есть новый Адам, и Своим крещением Он исправляет всегубительное падение Адама, даруя людям преславное освобождение нового рождения . На Богоявлении Спаситель всех людей освобождает человека от рабства дьяволу . День Спасова крещения называется Богоявление, то есть Христоявление, ибо в этот день Господь Христос открыл и показал миру Себя и Свое дело.
Своим крещением Господь возносит на высоту спасения нас, истлевших от страстей . Смиренный Господь крещается в реке, омывая тем человека от мерзких страстей . Крещаясь в водах Иорданских, Господь Иисус потопляет человеческие согрешения и возводит людей из глубины зла .
Падением в грех человек лишил себя божественной красоты, потому со стыдом почувствовал себя нагим перед Богом после своего грехопадения. Имея это в виду, богоявленская мысль Церкви объявляет: обманом змеиным человек был обнажен, а Господь честным крещением Своим облачил его в спасоносную одежду . Грех источает из себя смерть, а крещение Христово источает жизнь .
Своим воплощением Логос Божий взял на Себя природу человеческую, которая была далеко от Бога, боготворящим крещением Своим Он боголепно усвояет ее Себе и возводит к первобытному достоинству . Божественным крещением Своим Господь Иисус истребляет тучи греха, которые покрывают сердца наши .
На Иордане совершилась потрясающая тайна: крещаясь, Господь Христос облачил человека в одежду небесного царства . Непостижим уму способ, которым Господь водой и Пресвятым Духом очищает людей; это тайна Его домостроительства Спасения, тайна наддумная, высота которой необозрима и глубина неизмерима . Крещаясь в Иордане, Господь Христос Сам совершает великую тайну . Великая и страшная тайна совершается в Иордане: Владыка всех людей крещается рукою слуги ради очищения всех и по великому милосердию Своему совершает начало спасения .
Господь Христос крещается, чтобы огнем и Духом Божественным очистить нашу природу . Крещением Своим Господь Иисус нас примирил с Отцом . Творец воплотился от чистой Девы, Бог стал человеком, дабы Адама, то есть весь род человеческий, обновить крещением . Господь Иисус, единый по природе невинный и неосужденный, ищет креститься, ибо и пришел, чтобы крестившись в воде, потопить неправды человеческие .
Спасение в Личности Спасителя. Где появляется Он, появляется и спасение. Потому и говорится о Спасителе: Он приходит на иорданские воды спасти род человеческий . Нося обличие слуги, Бог крещением боготворящим освобождает нас от рабства дьяволу .
Грехи повергли человеческую природу в пропасти зла, страсти бросили ее в бездны порока, и она стремглав падает во все ужасы ада. Господь воплотился, чтобы остановить ее падение, поднять ее и направить на путь к небу. Это Он совершает особенно на Иордане: ибо когда крестился в Иордане, наша природа, которая была побеждена страстями, устремилась на путь к небу и поклонилась Господу . Крещением Господа Иисуса всем пришло очищение, избавление, обновление и просвещение .
Единый Благодетель и Безгрешный благодатью очищает греховную нечистоту в водах Иорданских . Крещаясь от Иоанна, Спаситель совершает великую тайну, ибо человечество, униженное грехами, неизреченным способом возвышает Своим крещением . В реке Иордан Богочеловек потопляет человеческие согрешения .
Спаситель, полнота всех благ, говорит Крестителю: "Приди, крести меня. ибо хочу природу человеческую исполнить святостью и чистотой" . Бессмертным Своим чувством Церковь ощущает, что Господь Христос крещением Своим омывает от первого падения Адама и весь род человеческий . Святое сознание вселенской Церкви драматично и трогательно описывает очищение и спасение мира Спасовым крещением. Спаситель говорит Предтече: "Позаимствуй Мне ныне десницу твою, чтобы Я в Себе омыл грехи мира ; Я на то пришел, крести Меня, в Себе очищающего грехи людские" .
Божественным сиянием Господь очищает в водах иорданских нечистоту душ наших . Крещаясь, Спаситель дарует людям спасоносное освобождение, очищая огнем крещения скверну душ .
Христос Бог приходит на Иордан креститься от Иоанна, дабы Своим Божеством сокрушить главы невидимых змиев, то есть злых духов . Крещением Своим в Иордане Господь избавляет нас от рабства древнему греху, освящая нас и просвещая .
Крещаясь, Господь Иисус обновил нас божественным Богоявлением и возвел к божественному свету . В древние времена Господь пророкам показывал тени Своего Богоявления, а при крещении в Иордане Он ясно и наидействительнейшим образом открыл людям сокровенные тайны, даруя им новое возрождение . Крещением Своим Спаситель подает великое средство Спасения тем, кои ощущают Его божественное сияние . Вся тварь, и на земле, и на небе, переживает явление Богочеловека как свое освящение и спасение. Поэтому Церковь и благовествует: когда Господь явился как человек на Иордане, земля была освящена, вода получила благословение, небо стало ясным и род человеческий был избавлен от горькой тирании дьявола .
На Богоявление Господь Иисус в водах Иорданских совершает огнем Духа очищение человеческих грехов . Став новым Адамом, Создатель делает новыми земнородных, творя огнем и Духом, и водой необычное возрождение и чудесное обновление, и боготворящим крещением обновляя их . Господь Христос Духом делает души новыми, водой освящает тело, оживотворяя человека; по Своему премудрому промыслу Он приносит сугубое и соответствующее лекарство человеку, созданному из души и тела .
Адамовым грехопадением нарушено человеково богосыновство; Господь Христос обновляет его Своим богочеловеческим подвигом спасения. Крещаясь от Иоанна, Господь Иисус освободил нас, проданных законом греха, и удостоил нас усыновления . Крещением Своим Господь очищает род человеческий, поднимает падшего, посрамляет мучителя, открывает небеса, низводит Духа Божественного и дарует причастие бессмертия .
Велико и необозримо сотериологическое значение всего того, что Господь Христос совершил на земле. Каждое событие из Его жизни спасоносно для всего рода человеческого и всей твари. Святым рождеством Христовым была освящена земля, а крещением Его водное естество получило благословение и род человеческий возвратился к Своему первобытному благородству . Господь Иисус приходит на Иордан, чтобы Своим божественным крещением очистить и спасти род человеческий . Крещаясь в Иордане, благой Господь Христос погребает в воде грехи наши . Грех на всех людей навлек смерть; божественным крещением Своим Господь Иисус дает бессмертие всем . По великому милосердию Своему, Христос Бог водой потопляет грехи наши и крещением новотворит нас, истлевших в грехах .
В водах Иорданских Господь Христос попалил Своим божественным огнем все искусство греха ("попали вещь всю греха") . Крестившись, Он подарил бессмертие душам нашим и облачил человеческую природу в одежду бессмертия .
Господь ради нас принял на Себя все наше и, когда крестился телом, удостоил нас отпущения грехов . Спасовым крещением воды Иордана стали водой отпущения грехов наших . Крестившись в Иордане, Господь просветил всю тварь .
Грех осквернил всю тварь, подчинил ее тлению и разложению, даже вода, которая служит омытию нечистоты, была лишена святости. На Богоявление Господь и Спаситель наш Иисус Христос проявляет свою спасительную силу особенно в том, что освящает природу воды . Крещением Своим в Иордане Господь Христос как Бог освятил природу воды, послал с неба Духа Своего Святого и сокрушил главы змиев, то есть злых духов, гнездившихся там . В великий и святой день Богоявления Спаситель открыл величие Божьего домостроительства спасения: Бог Логос ради нас грешных стал человеком; Он, единый чистый и бессмертный, нашим очищением очищает Себя в Иордане, освящая человека и воды и сокрушая главы змиев в воде .
В своем крещении Господь Своей Богочеловеческой Личностью устрояет людям новое рождение, которое людей из нечистых делает чистыми, из смертных бессмертными .
Не только человеческую природу и род человеческий, но и весь мир Господь обнимает Своим крещением и совозводит с Собой, и видит открытыми небеса, которые Адам затворил для себя и своих потомков .
Созерцая крещение Спасителя, прозорливая душа Церкви ощущает, что Спасительная сила Его божественного крещения неизмерима по важности, ибо Он тогда явил Себя как Бога, Который совершает все домостроительство Спасения и спасает мир . Отсюда, день Спасова крещения просвещает всю тварь, радуется вместе все, что есть на небе и на земле, смешиваются Ангелы и люди, ибо где появляется царь, там появляется и его свита. В тот день явилась благодать Божия, которая спасает всех людей и очищает от всякого греха . В святой день Богоявления безгрешный Творец неба и земли приходит телом на Иордан, прося крещения, чтобы мир очистить от дьявольского обмана, и Владыка всего крещается от слуги и дарует роду человеческому очищение водой .
Крещением Своим Господь освятил воды Иордана, разорил державу греха и, преклонив главу Свою пред Предтечей, спас от обмана весь род человеческий . Царь веков, Господь, обновляет иорданскими водами истлевший во грехах род человеческий и сокрушает главы гнездящихся там злых духов . Крещается с нами Христос, превосходящий всякую чистоту, дарует освящение водам, и это становится очищением душ . Господь крещается, дабы тварь очистить от всякой скверны .
Господь Иисус совершает подвиг спасения: крещаясь, Он, непорочный по природе, обновляет род человеческий, сокрушенный грехом . Адаму, который ослеп в Эдеме, явилось солнце в Вифлееме и открыло ему очи, омыв их иорданской водой; ему, потемневшему и помраченному, воссиял неугасимый свет; ему уже не ночь, но всегда день . В святых водах иорданских Спаситель обновляет не только род человеческий, но и весь мир .




В начало


Православный медицинский сервер