Разделы
Андреевский вестник
Главная
История
Храм-Музей
Архипастырь
Преподаватели
li.gif (59 bytes) Журнал
Правила приема
Летопись
Наши координаты

Одесса 65038,

Маячный переулок, 4

Тел. (048) 746-88-71, 746-83-94

Тел./факс: 746-35-85

Пишите нам
seminary@ukr.net
Хост

 

ЖУРНАЛ

АНДРЕЕВСКИЙ ВЕСТНИК

 


 

  

ДОРОГИЕ СЕРДЦУ ИМЕНА

 

Диакон Aндрей Николаиди,
кандидат богословия, преподаватель ОДС

    Привыкая к какой-либо вещи, мы настолько сродняемся с ней, что перестаем замечать ее присутствие и, только потеряв ее, начинаем понемногу осознавать, какое место занимала она в нашей жизни. Привыкая к некоторым людям, мы зачастую перестаем замечать их положительные качества и, не отдавая себе отчета в том, что нам выпало счастье каждый день общаться с ярким и замечательным человеком, занимаемся проблемами своей суетливой будничности. Очень трудно бывает за полинялой ряской или потертым костюмчиком разглядеть духовную глыбу, удивительную личность, звено, связующее тебя с историей твоей Школы, твоей Церкви. И только в момент, когда Всемилостивый Господь, призывая Своего труженика к небесному упокоению, лишает тебя счастья общаться с кем-то, начинаешь понимать, кого ты потерял и насколько невосполнима эта утрата. Тот человек, которого привык видеть рядом, на чей отеческий совет и помощь ты мог всегда рассчитывать, отошел в иной мир, и в сердце, ставшем вдруг совсем одиноким и беспомощным, остается только светлая память, растворенная надеждой на встречу в бесконечной жизни будущего века.
    Эта память, память благодарной сыновней любви, сохраняет в целости, оберегая от беспощадного разрушающего действия неумолимого времени, образ тех, кто оставил след в твоей жизни, кто помог тебе раскрыться, потому что сам был удивительным человеком - Человеком «с большой буквы». Эта память хранит в сердце дорогие образы преподавателей нашей духовной школы, отошедших в Вечность, - чудных пастырей, сумевших в тяжелую эпоху негласных гонений на Церковь своей твердостью отстоять само право на исповедание веры; выдающихся духовников, среди бушующего моря отчаяния умевших поддержать и укрепить мятущуюся душу; прекрасных преподавателей, своей горящей любовью к науке зажигавших сердца воспитанников. Эта память вновь и вновь воскрешает в сознании незабвенные образы, целую плеяду преподавателей возрожденной в послевоенные годы Одесской Духовной Семинарии.
    Архимандрит Палладий (Шиман; +2000), протоиерей Иоанн Сорокин (+ 1993), протоиерей Леонид Недайхлебов (+ 1996), Николай Алексеевич Полторацкий (+ 1991), Петр Федорович Еремин (+ 1993), протоиерей Борис Шишко (+ 1999), протоиерей Николай Деснов (+ 1999), протоиерей Василий Мужило (+ 2001).
    Разные люди, разные судьбы…
    Архимандрит Палладий (Шиман). За этим именем стоит целая эпоха в истории Одесской семинарии. Сколько нынешних архиереев и протоиереев трепетали пред грозным взором о.инспектора, сколько благодарных сердец хранят в своей памяти его образ как незабываемую часть своей светлой семинарской юности. Невозможно представить себе послевоенную семинарию без этой удивительно колоритной, запоминающейся личности.
    Он родился 15 октября 1939 года в Белоруссии в городе Десна Витебской области, где совершал свое служение его отец, священник о.Александр Шиман, и при крещении был наречен Петром. Обстановка церковности и подлинного православного благочестия окружала юного Петю с детства и это во многом определило его дальнейшую судьбу. После окончания Черневичской средней школы и одного курса Гродненского медицинского техникума Петр Александрович Шиман поступает в Минскую Духовную Семинарию, которую он закончил в 1962 году. Желая продолжить свое богословское образование, он в том же году поступает в Московскую Духовную Академию, которую оканчивает в 1966 со степенью кандидата богословия, которая была присвоена за диссертацию «Доникейские писатели и их учение о Церкви». Решением Ученого совета он был оставлен аспирантом при Академии. В самом конце своего обучения Петр принимает одно из самых важных решений в своей жизни – посвятить свою жизнь Богу и церкви в иноческом чине. 13 мая 1966 по благословению Святейшего Патриарха он был пострижен в монашество Наместником Лавры архимандритом Платоном в Троицком соборе Троице-Сергиевой Лавры с наречением имени Палладия, в честь преподобного Палладия, епископа Елинопольского. В годы своего пребывания под кровом Преподобного Сергия о.Палладий сталкивается со многими замечательными людьми. До-статочно упомянуть, что его диаконскую и священническую хиротонии в 1966 году совершил Высокопреосвященнейший митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим (Ротов).
    В 1969 году, по окончании аспирантуры молодой иеромонах Палладий постановлением Учебного Комитета при Священном Синоде направляется на преподавательскую работу в Одесскую Духовную Семинарию, которая на долгие годы станет его родным домом. Здесь он несет послушание секретаря Совета и читает лекции по Священной Библейской истории и Сравнительному богословию. А в 1978 году, возведенный уже в сан игумена, о.Палладий назначается на должность инспектора Одесской Духовной Семинарии, где во всей многогранности раскрылась его удивительная личность. В нем с поразительной органичностью строгость сочеталась с природной добротой, а требовательность со снисходительностью. Он умел прощать, но никогда это умение не переходило в попустительство. Всегда культурный и предельно аккуратный о.инспектор стремился быть для своих воспитанников не только грозным судьей, но любящим отцом. Более 17 лет игумен, а с 1978 года архимандрит, Палладий трудился на ниве духовного образования в стенах Одесской Духовной Семинарии и 9 из них он нес тяжелый крест инспекторского послушания. За эти долгие годы он сроднился с духовной школой, но в 1986 году Господь призвал его на другое служение. Постановлением Святейшего Патриарха Пимена и Священного Синода инспектору Одесской Духовной Семинарии архимандриту Палладию определенно быть епископом Переяслав-Хмельницким, викарием Киевской митрополии. Затем в 1988 году Владыка Палладий назначается епископом Ижевским и Удмуртским, а в 1994 – епископом Читинским и Забайкальским. Но все же, для многих он памятен не как правящий архиерей далеких северных епархий, а как о.инспектор, возрастивший не одно поколение пастырей Святой Церкви. Скончался Владыка в 2000 году в возрасте 61 года.
    В чреде почивших преподавателей Одесской Духовной Семинарии одно из центральных мест несомненно принадлежит протоиерею о. Иоанну Сорокину, который оставил яркий след в истории духовной школы и в сердцах своих благодарных воспитанников. Долгие 43 года он плодотворно трудился в стенах семинарии, отдавая всего себя любимому делу, которому посвятил всю жизнь.
    Родился Иоанн Николаевич Сорокин 20 января 1925 года в с. Ольгино Воскресенского района Рязанской области в бедной крестьянской семье. Его детские и юношеские годы пришлись на тяжелый период истории, озаренный заревом начинающихся репрессий и обагренный кровью многих тысяч безвинных жертв «красного террора». Обучаясь с 1932 года в начальной Ольгинской школе, а затем, с 1936, в средней школе села Воскресенское, маленький Ваня вынужден был во время каникул помогать своим родителям в тяжелом крестьянском труде в колхозе. Но все же он мечтал всего себя посвятить служению Церкви и как только в 1944 году Иван Николаевич получил среднее образование, он сразу же поступил на 1 курс Московского богословского института. В это время простой сельский юноша встречается с выдающимися людьми, оставившими глубокий отпечаток в его жизни. Уже на 1 курсе он становится иподиаконом Святейшего Патриарха Сергия (Страгородского, + 1944), великого иерарха и одного из самых ярких богословов, поражавшего современников широтой кругозора и глубиной научной эрудиции. Затем, после смерти Святейшего Сергия, Иван иподиаконствует у его преемника на Первосвятительской кафедре, Святейшего Патриарха Алексия I (Симанского, +1970). Вместе с ним иподиаконское послушание проходили такие знаменитые люди, как будущие митрополиты Ленинградский Антоний (Мельников, +1986) и Волоколамский Питирим (Нечаев, +2003).
    В 1950 году И.Н.Сорокин окончил полный курс Московской Духовной Академии со степенью кандидата богословия, присвоенной за диссертацию «Пастырство святителя Тихона Задонского», и постановлением Учебного Комитета при Священном Синоде был направлен на преподавательскую деятельность в Одесскую Духовную Семинарию. С этого момента вся его жизнь неразрывно связывается с берегом Черного моря, зеленью платанов и семинарией.
    Преподавательская деятельность будущего о.Иоанна началась с чтения лекций по Священной Библейской истории. Подготовку лекций молодой преподаватель совмещал с послушанием дежурного воспитателя.
    В 1956 году Иван Николаевич вступает в брак с Ларисой Павловной Чайковской, а 4 декабря 1965 года Высокопреосвященнейщий архиепископ (впоследствии митрополит) Херсонский и Одесский Сергий (Петров, +1990) совершает его диаконскую хиротонию. Священническую благодать о.Иоанн воспринял 19 декабря того же года в Московском Богоявленском Патриаршем соборе от руки Святейшего Патриарха Алексия, у которого иподиаконствовал в молодости.
    С этого момента начинается новый этап его жизни и свою преподавательскую деятельность в стенах Семинарии он совмещает с пастырским служением в Свято-Успенском кафедральном соборе. Его истовое служение и проникновенные проповеди вызывали особую любовь и находили благодарное понимание в сердцах соборных прихожан.
    Время сохранило для нас его живые, наполненные глубоким богословским содержанием слова и голос прекрасного проповедника оживает в страницах трехтомного сборника его слов и поучений. Эти поучения звучали в то время, когда практически невозможно было проповедовать, когда атеистическое государство, стремясь втихомолку уничтожить Церковь, контролировало каждый шаг священников, не давая возможности открыто совершать свое служение. Но невозможно сдерживать в сердечном сосуде огонь благодатной Божественной любви, которая стремится найти свое выражение в делах милосердия и помощи ближним. Поэтому, как только появляется возможность, о.Иоанн, вся жизнь которого была наполнена этой любовью, принимает от Господа новый крест, окормляя Дом ребенка №3. Он вместе с другими соборными клириками регулярно посещает детишек, лишенных многих радостей, совершает их крещение, привозит гостинцы и подарки, беседует с персоналом. Сохранившиеся в семинарском архиве слова благодарности администрации Дома ребенка хранят отпечаток искренней радости и душевного тепла, которые всегда рождались в сердце во время общения с о.Иоанном.
    Вступив на путь служения Христу в священническом сане, о.Иоанн не оставил свои научные труды – им было составлено учебное пособие по Основному богословию и разработаны программы по нескольким богословским дисциплинам. Его огромная богословская эрудиция и богатый духовный опыт не могли укрыться от окружающих и администрация духовной школы назначает его старшим духовником семинарии. Таким образом воспитанники семинарии получили возможность не только получать научные знания на лекциях о.Иоанна, но и через исповедь у него прикоснуться к уникальному сокровищу – огромному духовному опыту, которым он обладал, которым хотел делиться и который он дарил своим ученикам.
    Но, по мере восхождения «от силы в силу» в духовном подвиге, телесные силы о.Иоанна неумолимо оскудевали. Все чаще давали знать о себе старые немощи и 12 марта 1993 года, после тяжелой болезни о.Иоанн отошел ко Господу. Вся семинарская семья провожала своего старейшего труженика к месту вечного упокоения, которое он обрел на братском кладбище Свято-Успенского Одесского монастыря.
    Недалеко от его могилки покоится еще один великий труженик, подлинный по-движник богословия протоиерей Леонид Недайхлебов.
    В Семинарию он приехал из родного города Изяслава Каменец-Подольской области для того, чтобы получить духовное образование и исполнить свою и родительскую давнюю мечту – стать священнослужителем. Эта мечта жила в его сердце с самого детства и он сумел ее пронести через все невзгоды и трудности юности, пришедшейся на тяжелое военное время. Родившийся в 1928 г. о.Леонид встретил Великую Отечественную войну 13-летним мальчиком. После того, как его родной городок был за-хвачен гитлеровскими войсками, юный Леня вынужден был скрываться от окупантов в различных партизанских отрядах. После освобождения Изяславля он, разделяя со своими родителями тяжесть послевоенной разрухи, поступает на работу на местную водонасосную станцию, одновременно завершая образование в воскресной школе.
    В 1948 году Леонид Недайхлебов был призван в ряды Советской Армии и сразу после демобилизации в 1952 году приехал поступать в Одесскую Духовную Семинарию, которую закончил в 1955 году по первому разряду. Огонь любви к богословской науке, зажженный за годы обучения в сердце молодого человека подвижническим трудом преподавателей и сотрудников Семинарии, побудил его продолжить свое образование в Ленинградской Духовной Академии, которую он закончил в 1959 г. и где в следующем, 1960 г. защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата богословия на тему: «Чин воцерковления в Греческой и Русской Церкви». Рецензентами этой работы были знаменитые профессор Н.Д. Успенский и доцент священник Василий Стойков.
    Но, обучаясь в Ленинградской Академии, Леонид не порвал своей связи с Одесской духовной школой и 13 июля 1958 года под сводами родного Свято-Пантелеимоновского семинарского храма он вступил в брак с Еленой Васильевной Ильницкой.
    В конце академического курса, 22 марта 1959 г., Леонид Иванович был рукоположен во диакона викарием Ленинградской епархии Преосвященнейщим епископом Алексием (Коноплевым, впоследствии митрополит Калининский и Кашинский, +1988). После окончания академии определением Учебного Комитета диакон Леонид Недайхлебов был направлен на преподавательскую деятельность в Одесскую Духовную Семинарию.
    Возвратившись в родную Alma Mater, о.Леонид принимает в Свято-Успенском кафедральном соборе хиротонию в священный сан от руки Высокопреосвященнейшего митрополита Херсонского и Одесского Бориса (Вик; +1965) и назначается на должность воспитателя и преподавателя древних языков. В 1967 году он был назначен помощником инспектора, а в 1975 году и.о. инспектора семинарии. Благодаря своим прекрасным филологическим способностям великолепно владеющий современными европейскими языками, о.Леонид был назначен старшим референтом митрополита Сергия по приему иностранных гостей. На его плечи ложился груз ответственности общения с зарубежными делегациями, в огромных количествах посещавшими тогда Одессу. С 1983 года о. Леонид сочетает свою административно-преподавательскую деятельность пастырским служением в Свято-Ильинском соборе г. Одессы. За многолетнее ревностное служение Церкви о.Леонид был удостоен высокой церковной награды – митры. Более 35 лет отдал батюшка духовной школе, и своего усердного служителя Господь удостоил знаменательной кончины. Он отошел ко Господу в день окончания семинарских лекционных занятий – в Лазареву субботу 1996 года, дочитав до конца учебную программу по своему любимому предмету – древнегреческому языку.
    Проходя мимо иноческих могил на братском кладбище, где нашли свое упокоение многие из семинарских преподавателей, невольно прикасаешься к иному миру, столь непохожему на современность, чуждому будничной суетливости и невнимательности, откуда воскресают запечатленные в благодарной памяти духовной школы образы незабвенных тружеников. За скромными, ухоженными заботливой трудолюбивой рукой могилками видятся уникальные, богато одаренные люди с интересными судьбами, главным стремлением которых был труд на благо Святой Церкви. Именно им, скромным, смиренным, порой незаметным, но незаменимым, обязана Одесская Духовная Семинария своей славой, именно они привели ее, обреченную вслед за многими духовными школами на уничтожение в условиях государственного атеизма, к сегодняшнему высокому авторитетному положению, а их жизненный подвиг стал основой сегодняшнего процветания духовной школы. Все они, наши почившие наставники, были неординарными личностями, судьба каждого из них является славной страницей истории Русской Церкви, но все же, среди всех особенно выделяется знаковая фигура Николая Алексеевича Полторацкого.
    Он родился 3 августа 1909 года в с. Доброхотово Фатешского района Курской области в семье небогатых дворян. В 7 месячном возрасте он лишился отца и остался на попечение матери и горячо любящей бабушки. Революционная гроза 1917 г. вынудила семью покинуть родной дом и переселится в Курск, где мать Николая Алексеевича работала кассиром и счетоводом Кожевного завода, стараясь прокормить престарелую мать и маленького сына.
    В конце 1925 года семье Полторацких Наркоминдел разрешил выехать во Францию для получения наследства, оставшегося в г.Ницце несовершеннолетнему Николаю после смерти в 1916 году его бабушки по отцовской линии, которая была француженкой по происхождению. После кратковременного пребывания в Ницце они переселяются в Париж, где, разделяя с многочисленными осколками русских аристократических фамилий горькую эмигрантскую долю, мать Николая Алексеевича заканчивает курсы кройки и шитья и поступает на работу в качестве швеи в одно из парижских ателье. Сам Николай Алексеевич, помогая матери, сочетает учебу в Русской Эмигрантской школе с работой каменщика, маляра и грузчика.
    В 1931 году он заканчивает Высшую школу Экономических и Коммерческих наук, но из-за безработицы долго не может найти постоянную работу, довольствуясь скудными случайными заработками. Только в 1934 году ему удается поступить на службу в парижское издательство школьной литературы «Атье». Поднакопив немного сил и средств, в 1936 г., без отрыва от работы, он поступает на юридический факультет Парижского Университета. Но, к сожалению, тяжелая болезнь и начавшаяся II Мировая война заставили его прервать свое обучение, которое он смог закончить только в 1945 г. в Парижском институте Сравнительного права со степенью бакалавра права. Но этому событию предшествовали тяжелые годы войны и немецкой оккупации Парижа. Уклоняясь от работы на гитлеровцев, Николай Алексеевич увольняется из издательства, в котором проработал 9 лет и, переходя на полулегальное положение, примыкает к французскому Движению Сопротивления.
    Живя в отрыве от Родины, Николай Алексеевич все же всегда оставался верным сыном Русской Православной Церкви, о чем свидетельствует его активная церковно-общественная работа по борьбе за церковное единство православных приходов во Франции с Московским Патриархатом. В мае 1939 года он был избран на пост Секретаря Особого Благочиннического Совета русских православных приходов во Франции. Николай Алексеевич принимал активное участие в деле воссоединение с Матерью Русской Церковью отколовшихся от нее заграничных частей. Он был одним из организаторов визитов в Париж в 1945 – 1946 гг. митрополита Крутицкого и Коломенского Николая(Ярушевича, +1961), митрополита Ленинградского и Новгородского Григория (Чукова, +1955) и архиепископа Орловского и Брянского Фотия (Топиро, +1952), в результате которых состоялось возобновление канонического общения большей части русских православных приходов с Матерью Церковью и Святейшим Патриархом.
    С именем Н.А. Полторацкого также связанно возникновение т.н. «Православия Западного обряда», появившегося в результате миссионерской деятельности братства святителя Фотия, в котором Николай Алексеевич занимал пост секретаря, а затем и начальника братства. Плодом просветительской работы братства стало присоединение к Православию группы французов т.н. «католико-евангелистической церкви» во главе с епископом Винаертом, которые были приняты в лоно Русской Православной Церкви указом Московской Патриархии от 1936 г.
    В 1947 г., по приглашению Святейшего Патриарха Алексия, Николай Алексеевич в составе церковной делегации посетил Советский Союз и пробыл в Москве и Ленинграде около 5 месяцев. В этот период им был прочитан в Патриархии доклад об экуменизме на Западе. В 1948 году он принимает решение по приглашению Московской Патриархии переехать вместе с матерью и бабушкой на постоянное место жительства в Советский Союз.
    Определением Учебного Комитета при Священном Синоде Н.А. Полторацкий был назначен преподавателем Одесской Духовной Семинарии, где он читал лекции по французскому языку, Сравнительному богословию, истории Русской Церкви, церковнославянскому и русскому языкам. Примечательно, что он был назначен на вакансию, освободившуюся после перевода в Ленинградскую Духовную Академию профессора А.И. Сагарды. Свою преподавательскую деятельность Николай Алексеевич сочетает с переводами статей для журнала Московской Патриархи и с публицистической деятельностью, публикуя в различных церковных и светских периодических изданиях ряд статей. В 1950 году Николай Алексеевич вступил в брак с Натальей Филипповной, которая стала его верной помощницей.
    Более 58 лет отдал Николай Алексеевич служению Русской Православной Церкви, из них 28 лет трудясь в стенах духовной школы. Интеллигентный, мягкий, он, несмотря на тяжелую, полную лишений и невзгод жизнь, весь светился теплом, горячо любя своих воспитанников. Свет христианской любви, мягкость и доброта в этом удивительном человеке сочетались с твердостью убеждений и бескомпромиссным следованием святым канонам. Уникальный филолог-лингвист, дворянин, бывший грузчиком, патриот и преподаватель духовной школы, участник французского Движения Сопротивления и православный миссионер, Николай Алексеевич был скромным и простым служителем Христа, к Которому стремился на протяжении всей своей жизни. И Господь 31 августа 1991 года призвал к Себе Своего престарелого, но бодрого духом 83-летнего служителя, могилу которого на братском кладбище осеняет высокий деревянный крест, свидетельствующий о высоте его жизненного подвига.
    Перелистывая семинарскую книгу памяти, вновь встречаешься с удивительными людьми, которых без преувеличения можно назвать «рыцарями духа». Такие разные, с абсолютно непохожими характерами и различными судьбами, они, объединенные одной целью, вместе трудились, по кирпичику складывая основу будущего процветания родной духовной школы. Оставаясь порой без самого необходимого, эти люди умели находить в себе силы для служения Господу и богословской науке, преодолевая всевозможные невзгоды, болезни и неприятности, поднимаясь выше всех обстоятельств. Именно таким человеком, педагогом по призванию, был Петр Феодорович Еремин.
    Он родился 30 мая 1923 года в с.Богдановка Павло-градского района Днепропетровской области в крестьянской семье. Великая Отечественная война забрала у него отца, и вся семья из 7 человек осталась на попечение матери, Феодосии Симоновны. С самого детства мечтал Петя посвятить свою жизнь служению Богу и, всей душой любя богослужение, нес в храме родного села алтарное послушание. Как только он закончил 7 классов, сразу же обратился к Высокопреосвященнейшему архиепископу Днепропетровскому и Запорожскому Андрею (Комарову, +1955) с просьбой о направлении в семинарию, но Владыка, принимая во внимание его юный возраст, не смог удовлетворить просьбу. Петр Феодорович решается поступить в Константиновский стекольный техникум, чтобы, как он сам вспоминал впоследствии, «проучится год и снова стараться поступить в Семинарию». Но на следующий год болезнь не позволила ему сдать требуемые документы и вступительные экзамены и только в 1947 году, окончив 2 курса техникума, Петр Фео-дорович наконец-то осуществляет свою заветную мечту и становится воспитанником Одесской Духовной Семинарии, которую оканчивает в 1950 году по первому разряду.
    Правление Семинарии рекомендовало ему продолжить богословское образование и Петр Феодорович поступает в Ленинградскую Духовную Академию, которую заканчивает в 1954 году со степенью кандидата богословия, которая была присвоена ему за диссертацию «Учение протестантов о таинстве Евхаристии». После окончания Академии он ходатайствует пред Высокопреосвященнейшим митрополитом Ленинградским и Новгородским Григорием (Чуковым), Председателем Учебного Комитета при Священном Синоде о направлении на преподавательскую работу в Одесскую Духовную Семинарию. Возвратившись в родную духовную школу, Петр Феодорович читает лекции по Катехизису, Священному Писанию Ветхого Завета и церковнославянскому чтению. Кроме того он, великолепный знаток православного богослужения, становится старостой Свято-Пантелеимоновского семинарского храма.
    Когда по приказу властей семинария была перенесена из благоустроенного здания бывшего афонского Свято-Пантелеимоновского подворья в полуразрушенную гостиницу близ Свято-Успенского монастыря, в ней в 1967 году было положено начало устроению Церковно-археологического музея. По распоряжению Высокопреосвященнейшего Владыки Сергия Петр Феодорович Еремин был назначен заведующим этим музеем. Начавшийся с маленькой комнатки, археологический музей стал быстро пополнятся различными экспонатами и со временем вырос в Свято-Андреевский семинарский храм-музей, а Петр Феодорович стал его бессменным смотрителем. Сотни экспонатов, среди которых старинные иконы, древние монеты и медные изделия, уникальные богослужебные сосуды и великолепные предметы церковного искусства, помнят тепло его любящих рук, трепетно по крупицам собиравших и хранивших все это богатство для будущих поколений. Но его здоровье было подорвано тяжелыми нервными срывами и в 1993 г. уже престарелый труженик не смог справится с болезнью и отошел в Вечность, отдав всю свою жизнь служению Одесской Духовной Семинарии.
    Еще одной яркой личностью, озарившей в середине ХХ века небосклон Русской Православной Церкви и оставившей яркий след в благодарной памяти не только Духовной Семинарии, но и всей церковной Одессы, был знаменитый церковный композитор Николай Георгиевич Вирановский.
    Он родился в небольшом бессарабском городке Рени на берегу Дуная в 1911 году в семье военного преподавателя. В том же году вся семья Вирановских переехала на постоянное место жительства в Одессу. Отсюда отец Николая Георгиевича ушел на фронт Первой Мировой войны, на которой, дослужившись до звания генерала, героически погиб. Лишившись в раннем возрасте отца, Николай Георгиевич проживал с матерью, которая работала в Казенной палате, в Финотделе и затем в Детском городке, где юный Николай и получил начальное образование. Вся его душа тянулась к Богу, и с 18 лет он уже нес алтарное и певческое послушание в Свято-Александро-Невском храме г.Одессы.
    В 1926 году, в разгар атеистической кампании, он становится псаломщиком величественного Свято-Преображенского кафедрального собора, и одновременно совершенствует свои певческие способности на трехлетних хормейстерских курсах под руководством Н.П.Новикова. В 1927 году он окончил краткосрочные богословские курсы, организованные в Одессе митрополитом Ювеналием. Затем Николай Георгиевич поступает в Одесский музыкальный техникум. Для того, чтобы как-то сводить концы с концами, сын царского генерала должен был работать истопником в различных учреждениях, а затем рабочим на заводах Вуфку и им. Ленина. В связи с обострившейся болезнью Николай Георгиевич вынужден был оставить обучение и вернуться в кафедральный собор на место псаломщика и субрегента.
    В 1934 году он вступил в брак и, не оставляя певческого послушания в архиерейском хоре, поступает на работу в Одесский оперный театр. Затем его переводят в Очаков для организации хора в военном гарнизоне, который на флотской олимпиаде по одесскому гарнизону занял первое место, а его руководитель был приглашен в на работу в Одесский Дом Красной Армии. Затем Николай Георгиевич работал в Украинском Драматическом театре, хормейстером Дома Красной Армии, а в 1940 году возвратился на работу в Одесский оперный театр, где его и застала Великая Отечественная война. Служба ПВО назначила Николая Георгиевича начальником воздушного наблюдения театра, но во время одного из налетов вражеской авиации ему повредило ногу и он остается в оккупированной Одессе. В это время он возвращается к церковной службе и становится регентом и псаломщиком во вновь открывшимся Свято-Григорие-Богословском храме. В мае 1944 года он, по распоряжению представителя Святейшего Патриарха иеромонаха Сергия (Ларина, впоследствии архиепископ Ярославский и Ростовский, +1967), был назначен регентом правого хора Свято-Ильинского собора, ставшего в тот период кафедральным храмом Одесской епархии. В 1947-1954 годах он несет послушание регента-псаломщика в Свято-Кирилло-Мефодиевском, Свято-Дмитриевском (кладбищенском) и Входо-Иерусалимском храмах. С 1954 года выдающийся Одесский архипастырь Высокопреосвященнейший Владыка архиепископ Никон (Петин) призывает Николая Георгиевича к новому ответственному подвигу и назначает его субрегентом, а в 1956 году – регентом архиерейского хора. На этом послушании Николай Георгиевич трудился до самой смерти.
    Этот период в жизни Николая Георгиевича был самым плодотворным не только для его дирижерской, но и композиторской деятельности. Его перу принадлежат более 30 музыкальных сочинений для хора, среди которых можно назвать тропари Успению и Иверской иконе Пресвятой Богородицы, а также большое число гармонизаций. Он гармонизировал мелодии всех светильнов двунадесятых праздников. К сожалению, часть творческого наследия Николая Георгиевича безвозвратно потеряна.
    По воспоминаниям одесских клириков, много лет трудившихся вместе с Николаем Георгиевичем, его манере управления хором были присущи многие индивидуальные черты. Она всегда отличалась молитвенностью и мягкостью звучания. Очень большое внимание уделялось работе над ансамблевым звучанием. Основным принципом взаимоотношения руководителя с коллективом хора, которому Н.Г. Вирановский следовал всю жизнь, была глубокая человечность и взаимное уважение певцов и регента.
    В 1955 году по благословению Высокопреосвященнейшего Владыки Никона Николай Георгиевич был назначен преподавателем пения Одесской Духовой Семинарии, которую он полюбил всем сердцем. Он с необычайной готовностью и любовью делился с воспитанниками своими знаниями в области церковного пения, передавая будущим пастырям свой богатейший опыт. Его занятия отличались особой атмосферой торжественности, которая всегда сквозила во всем облике Николая Георгиевича. Серьезный настрой его занятий ощущался с первых минут, достаточно было только прослушать вступительное слово о композиторе и песнопении, с которого он всегда начинал свою репетиционную работу.
    Но, к сожалению, тяжелое заболевание вынудило Николая Георгиевича в 1982 году оставить преподавание в семинарии, в которой он трудился на протяжении 27 лет. Сквозь скупые слова его официального прошения сквозит неподдельная печаль расставания: «За большой период моей преподавательской деятельности я сроднился с семинарией и расстаюсь с Вами с печалью и болью сердца», пишет он, обращаясь к ректору Одесской Духовной Семинарии. Но силы 70-летнего старца, подтачиваемые недугами, оскудевали. Во время тяжелой болезни Николай Георгиевич неоднократно причащался Святых Христовых Таин. Особый молитвенный подъем и большое духовное утешение доставило ему таинство Елеосвящения, во время которого он сам пел тропари в собственной обработке. Господь сподобил Своего неутомимого певца подлинно христианской смерти – он мирно, в полном сознании отошел ко Господу 19 февраля 1985 года в возрасте 74 лет.
    Милость Божия на протяжении всех тяжелых послевоенных лет воздвигала среди преподавателей Одесской Духовной Семинарии необыкновенных светочей, уникальных, ярких, талантливых наставников, которые умели среди бушевавшей бури атеистической пропаганды дарить людям свет своих сердец. Одним из таких ярких светильников Святого Православия был о.Николай Деснов.
    Протоиерей Николай Митрофанович Деснов, кандидат богословия, преподаватель Одесской Духовной Семинарии, стоявший практически у истоков ее возрождения, отошел ко Господу 20 ноября 1999 г. В хмурый и дождливый день его погребения вспоминалась вся его нелегкая жизнь, ставшая непрерывным горением пред лицем Господа и непрестанным подвигом исповедания Святого Православия. О. Николай родился 1 декабря 1923 года в городе Остере Черниговской области в простой рабочей семье. В 1942 молодым юношей он был угнан немецкими оккупантами на принудительные работы в Германию и в течении долгих трех лет находился вдали от Родины. Только всесильная помощь Божия, укрепляющая своего избранника во время всевозможных бед и скорбей принудительного рабства, помогла будущему отцу Николаю дожить до благодатной весны 1945 года, вместе с радостью Победы принесшей пленнику радость возвращения домой. В 1947 году Николай Митрофанович переехал из родного Остера в Херсон, где работал токарем. В 1948 году он вступил в брак с Натальей Ивановной Ковалевской, ставшей ему на всю жизнь доброй спутницей и незаменимой помощницей. В том же году, услышав в глубине своего сердца призыв Господа, зовущий на подвиг возделывания Его нивы, Николай Деснов принимает непростое по тем временам решение посвятить свою жизнь Христу Спасителю и поступает в недавно возрожденную Одесскую Духовную Семинарию. 7 февраля 1950 года он был рукоположен в сан диакона, а 6 ноября того же года - в сан священника Преосвященым Никоном (Петиным), епископом (позднее архиепископом) Херсонским и Одесским (+1956). С 1955 по 1959 гг. священник Николай Деснов обучался в Московской Духовной Академии, которую закончил со степенью кандидата богословия, присужденную Ученым Советом за диссертацию на тему «Мессианские идеи книги пророка Исаии и их новозаветное осуществление». Примечательно, что академическим товарищем о. Николая был молодой иеромонах Илия (Шиолошвили), - будущий Святейший и Блаженнейший Каталикос-Патриарх всея Грузии, дружеские отношения с которым Батюшка продолжал поддерживать на протяжении всей последующей жизни. Им, взращенным вместе в обители преподобного игумена земли Русской, «окрыленным у Святой Троицы», как нередко называют питомцев Троице-Сергиевой Лавры, Господь уготовал разные судьбы. О. Илию ожидала родная Грузия, архиерейская кафедра и, затем, Патриарший престол Иверских Первосвятителей, а о. Николая - родная духовная школа в Одессе, в которой ему священноначалие поручило нелегкий подвиг воспитания будущих пастырей Церкви. 20 октября 1959 года по благословению Высокопреосвященнейшего Бориса (Вик), митрополита Херсонского и Одесского (+1965), кандидат богословия священник Николай Деснов назначен секретарем Правления и воспитателем Одесской Духовной Семинарии. Вместе с этим священник Николай Деснов был зачислен в клир Одесской епархии и назначен священником Свято-Успенского кафедрального собора. В 1970 году он был назначен преподавателем семинарии. На этом, новом для него послушании, о. Николай всесторонне раскрылся как педагог и богослов. До сих пор удивляет своей глубиной и степенью научной аргументации его статья «Еще несколько слов по поводу», напечатанная в 4 выпуске Богословских Трудов, в которой изумительно соединены научная база ученого-богослова и тонкий пастырский такт, принимающий во внимание все аспекты сложной богословско -практической темы исследования. Свои ученые и преподавательские труды о. Николай успешно совмещал с пастырским служением в различных храмах г. Одессы. Прекрасный проповедник, соединявший искренность чувства с великолепной эрудицией, опытный духовник, чутко слышащий биение чужого сердца, - таким запомнился о. Николай своей многочисленной пастве. За многолетние труды во славу Божию и заслуги перед Святой Церковью протоиерей Николай Деснов был удостоен высших церковных наград - митры и двух крестов с украшением.
    Последние годы своей жизни о. Николай нес пастырское служение в Свято-Димитриевском кладбищенском храме. Несмотря на преклонный возраст и слабое здоровье (старец перенес обширный инфаркт) он с усердием исполнял возложенное на него послушание. Всегда предельно аккуратный, появлялся он в понедельник в духовной школе, неспешно поднимался по лестнице, заходил в аудиторию. Каждое его движение дышало необыкновенным спокойствием, за которым прекрасно удавалось скрыть огромную усталость. Преподавая Практическое руководство для пастырей, он сам являлся живым руководством, примером, образцом для будущих священнослужителей. И преподавательской деятельности, и священническому служению о. Николай отдавался полностью. Он горел для того, чтобы светить.
    В пятницу, 19 ноября 1999 года о. Николай в последний раз совершил Божественную Литургию и причастился Святых Христовых Тайн, а на следующий день Господь призвал Своего усердного служителя к небесному упокоению. Погребен протоиерей Николай Деснов на II Христианском кладбище, недалеко от храма, в котором служил долгие годы.
    А одиннадцатью месяцами раньше ушел в Вечность еще один неутомимый труженик духовной школы протоиерей Борис Антонович Шишко. До сих пор семинарские стены хранят отзвук тихого стука старческой трости и шелеста священнической рясы этого выдающегося богослова, благоговейного пастыря, прекрасного духовника. С его уходом из жизни, казалось, ушла в прошлое целая эпоха, эпоха непростая, эпоха тяжких испытаний, но все же удивительная эпоха, буквально переполненная пасхальной радостью христианского подвига, украшенная чудесными самоцветами Духа, одним из которых и был о. Борис.
    Родился он 27 декабря 1908 года в местечке Лебедево Виленской губернии в семье учителя. В 1922 году он поступил в Виленскую Духовную Семинарию, которую окончил в 1931 году. В том же году Борис Антонович вступил в брак с Ниной Павловной Садкевич и 9 августа был рукоположен в сан диакона Высокопреосвященнейшим Александром, архиепископом Пинским, а 28 августа - в праздник Успения Пресвятой Богородицы - в сан иерея Высокопреосвященнейшим Феодосием, архиепископом Виленским. По окончании семинарии о. Борис поступил на Православный Богословский факультет Варшавского университета, который окончил в 1935 году. С этого же года он проходил пастырское служение в Виленской и Минской епархиях. В 1938 году в связи с распространением сектантства и униатства в Белоруссии возникла необходимость введения новой должности - окружного миссионера. Миссионером Виленского округа, призванным защищать православный народ от сектантских лжеучений, был назначен о. Борис. В 1939 году протоиерей Борис Шишко защитил магистерскую диссертацию на тему: «Профессор А.А. Дмитриевский и его литургическая деятельность» и ему было присвоено звание магистра богословия православного богословского факультета Варшавского университета.
    В 1950 году архиепископом Минским и Белорусским Питиримом о. Борис был призван на новое служение – он был назначен в Минскую Духовную Семинарию на должность помощника инспектора и преподавателем. За двенадцать лет преподавательского труда в Жировицах (где располагалась тогда МинДС) о. Борис составил учебные пособия практически по всем предметам семинарского курса. В то время, при катастрофической нехватке элементарных учебников, не говоря уже о серьезной богословской литературе, эти конспекты, основанные на классических и современных источниках, воспринимались как прорыв в области духовного образования. В 1962 году батюшке пришлось покинуть стены духовной школы. Шесть лет он нес приходское служение на Смоленщине, затем вновь вернулся в родную Белоруссию. В 1974 году протоиерей Борис Шишко был принят в клир Одесской епархии и назначен настоятелем Свято-Покровского Собора города Измаила и благочинным храмов Измаильского округа.
    За усердное многолетнее служение святой Матери-Церкви протоиерей Борис Шишко был удостоен высших церковных наград – митры и права служения Божественной Литургии с отверстыми Царскими вратами до «Отче наш…».
    Но о. Борис любил духовное образование и скучал по преподавательской деятельности. И Господь вновь призвал подвижника науки на ниву воспитания нового поколения православных пастырей. В 1976 году определением учебного комитета при Священном Синоде о. Борис назначается инспектором Одесской Духовной Семинарии. Но преклонный возраст и болезни подтачивают здоровье неутомимого труженика, и в 1978 году он, согласно прошению, был освобожден от должности инспектора с оставлением преподавания Священного Писания Нового Завета.
    В течение двадцати двух лет трудился о. Борис в стенах Одесской духовной школы. Невзирая на погоду, превозмогая усталость и болезни, день за днем приходил он в семинарию, считая своим долгом передать все накопленные знания и богатый жизненный опыт будущим пастыря Церкви Христовой. Навсегда останется в благодарной памяти учеников неповторимая атмосфера его лекций, на которых о. Борис не просто знакомил своих воспитанников с отвлеченной научной информацией, но стремился сделать евангельские события и проповедь достоянием сердец слушателей. Для многих эти лекции стали первым серьезным знакомством с новозаветной историей, удивительной встречей со Словом Божиим.
    Все, кому посчастливилось общаться с о. Борисом, навсегда запомнят его удивительную приветливость, уникальное чувство такта и обаяние. Широкий кругозор и эрудиция сочетались у него с необыкновенной скромностью и христианским смирением. Куда бы ни призвал его Господь, какое бы послушание ни давала ему Церковь, он всегда нес свой христианский крест пред Лицем Божиим, усердно и добросовестно исполняя все возлагаемое на него. И пастырское служение, и преподавание в духовных школах о. Борис воспринимал как свою святую обязанность, вкладывая в свой труд всю энергию, все знания и опыт.
    10 августа 1998 года о. Борис подал прошение и был отчислен за штат ввиду слабого здоровья и преклонного возраста. Оставшись вдали от любимого послушания девяностолетний старец не прожил и года. 24 февраля 1999 года, в среду первой седмицы Великого Поста, поисповедовавшись и причастившись Святых Христовых Таин, во время чтения Великого Покаянного канона о. Борис мирно отошел ко Господу, Которому усердно служил на протяжении всей своей жизни.
    Предчувствуя свою кончину, за три месяца до смерти о. Борис, поздравляя тружеников духовной школы с престольным праздником и актовым днем, прислал в Семинарию письмо, ставшее его духовным завещанием.
    «Дорогие отец ректор, отец проректор, воспитательский состав и преподаватели!
Всех вас с большой любовью и искренне поздравляю с праздником в честь небесного покровителя Одесской Духовной семинарии святого апостола Андрея Первозванного и в честь юбилейного торжества, случившегося в этом году в этот день – 160-летием от основания сего замечательного рассадника православного образования.
    Уходя из жизни, я с особой любовью и открытым сердцем желаю Вам, дорогие, бодрости душевных и телесных сил в Ваших трудах на ниве духовного просвещения. На всех Вас лежит высокая ответственность пред Богом и людьми в подготовке будущих пастырей, верных Православной Церкви.
С горячей любовью особенно приветствую молодых педагогов семинарии и весьма радуюсь, что вы приняли на себя большой и ответственный труд на педагогическом поприще и проявили уже за это время энтузиазм и преданность избранному вами делу.
    Дорогой отец ректор! Прошу передать воспитанникам духовной семинарии мое пожелание усердно изучать преподаваемые здесь науки для подготовки к будущей деятельности – пастырскому служению. Пусть они строго держаться избранного ими пути, не уклоняясь на сторону, помня замечательные слова апостола Петра: «Господи! К кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни. И мы уверовали и познали, что Ты Христос, Сын Бога Живаго» (Ин.6, 68-69)
    Со смирением, Ваш протоиерей Борис Шишко.»
    Перебирая в памяти имена, золотыми буквами вписанные в историю Одесской Духовной Семинарии, а значит и в историю отечественной богословской науки, вспоминая дорогие лица ушедших преподавателей, невозможно пройти мимо удивительно колоритной фигуры о. Василия Мужило. В нем причудливо переплелись величие и простота, любве-обильная снисходительность к воспитанникам и строгость, наполненная той же любовью, которая сквозила в каждом его слове, в каждом жесте, которая с избытком покрывала человеческие немощи. Казалось, о. Василий готов не только щедро дарить воспитанникам книги из собственной огромной библиотеки, а готов каждому подарить часть себя, часть своего сердца. Его простота покоряла всех окружающих, но за ней стоял огромный интеллект и богатейший жизненный опыт.
    Родился протоиерей Василий Иванович Мужило 3 июня 1933 года в с. Солобковцы Ярмоленецкого района Хмельницкой области в простой крестьянской семье. Его отец Иван Маркович погиб на фронте в 1945. Нелегкая послевоенная жизнь заставила пятнадцатилетнего Василия сразу же после окончания семилетки в родном селе устроится рабочим. Но Господь уготовал ему другую стезю, и в 1956 году, откликнувшись на призыв Христа Спасителя, будущий о. Василий поступает в Одесскую Духовную Семинарию. После окончания второго класса Семинарии Василий Иванович Мужило вступает в брак с Ольгой Федоровной Васхевич. 9 ноября 1958 года Высокопреосвященнейшим Борисом (Вик), архиепископом (впоследствии митрополитом) Херсонским и Одесским он был рукоположен в сан диакона, а 24 мая 1959 года – в сан священника.
    Начало пастырской деятельности о. Василия пришлось на очень трудный период в истории нашей Церкви. Уже всходила заря т.н. «хрущевской оттепели», грозившей уничтожить Православие в Советском Союзе. Надо было иметь твердую веру и героическую стойкость, чтобы в те времена, видя падение многих, не отступить от Христа, не отказаться от своего креста священнического служения, но укреплять и ободрять свою смущенную паству. И о. Василий действительно явил пример христианского мужества и священнической любви к своей пастве. За усердное служение Святой Церкви он был удостоен высших священнических наград – митры и права служения литургии с отверстыми Царскими вратами до «Отче наш…».
    В 1992 году архиепископом Одесским и Измаильским Лазарем (Швец, ныне митрополит Симферопольский и Крымский) протоиерей Василий Мужило был назначен преподавателем в Одесскую Духовную Семинарию. Соединяя настоятельское служение в Свято – Троицком храме (что на Кривой балке) с преподавательской деятельностью, несмотря на большую загруженность и огромную усталость о. Василий продолжал работать над собою, пополняя богословский багаж. Книга была его постоянным спутником. И все свои знания, весь свой опыт он стремился передать молодому поколению. Великолепный проповедник, удивительный рассказчик, открытый и добрый, он подарил всего себя духовной школе, народу Божию и Святой Церкви. 11 февраля 2001 года сердце о. Василия перестало биться.
    Разные люди. Разные судьбы…Судьбы, неразрывно связанные с судьбою Святой Церкви, Которая во все времена, среди всех поколений неизменно призывала на ниву служения Господу и Спасителю прекрасных, великих, неординарных людей.
    Разные люди, разные судьбы… Но всех их объединяло одно общее желание – служить Матери-Церкви и служить богословскому образованию. Этому служению они умели отдавать себя без остатка, растворяясь в сердцах своих воспитанников, растворяясь в любимом деле.
    Разные люди, разные судьбы. Такими - великими подвижниками богословия, исповедниками святой веры, подлинными пастырями и милыми, родными преподавателями, - останутся они навсегда в благодарной памяти своих учеников и последователей, в благодарной памяти духовной школы.


В начало